Не особо замечено сообщение о предстоящем развёртывании Африканского корпуса. Не стало Пригожина — потерян интерес. А зря. Замысел Минобороны РФ масштабнее кондотьерских экспедиций покойного повара. Чего стоит хотя бы название. Сначала Z — знак 4-й полицейской мотодивизии СС и шифр блока казней в Заксенхаузене. Теперь вот Африканский корпус — вермахтовское соединение Роммеля. Могут повторить? Тогда захаровская чушь "за свободу Африки" наполнится настоящим смыслом. Где корпус, там и фронт.

Другой покойный — экс-председатель КГБ СССР и экс-гэкачепист Владимир Крючков — некогда критиковал ельцинскую дипломатию за сворачивание советской военно-политической инфраструктуры на Чёрном континенте. "Расходы были умеренные, а выгоды приобретались серьёзные", — вспоминал он. Советский колониализм концептуально отличался от западного. Не извлечение дохода являлось его сутью, а властно-идеологический контроль. К которому приложится прочее. Такой подход непонятен буржуазному рационалисту и постсоветскому прагматику. (Типичный кадр российской либеральной оппозиции: "Путин войну не начнёт, Путину это не выгодно".) Зато вполне органичен кремлёвскому карателю и ясен антикремлёвскому повстанцу.

Двадцатитысячный Африканский корпус задумано разместить для начала в пяти государствах: Центральноафриканской Республике, Ливии, Мали, Буркина-Фасо, Нигере. В трёх последних военные хунты недавно захватили власть и ищут в Москве социально близких партнёров. ЦАР ещё пригожинскими усилиями превращена в опорную базу РФ. Президент Туадера неспособен держаться без силового подпирания из Москвы. Поварские медиа соорудили даже мультик про дружбу львёнка с медвежонком — против иноагентских гиен. Ничего, детям нравится. В Ливии не видно конца противостоянию, один из участников которого превратился в кремлёвского прокси. Это генерал Хафтар, некогда воевавший по приказу ливийского диктатора Каддафи против чадского диктатора Хабре. Кстати, воевал крайне неуспешно и кончил бои в плену. Разгром каддафистов антикоммунистическими войсками Хабре прозвучал одним из звонков к советской перестройке.

Советские колонизаторы культивировали в Африке тоталитарные режимы, приносившие идеологическую присягу и проводившие просоветскую линию в международной политике. Таких государств было не так уж мало — целая россыпь марксистско-ленинских диктатур в Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау, Эфиопии, Конго, Бенине. Временами примыкали Гвинея, Сомали, Гана, Танзания, Мадагаскар, те же Мали и Буркина-Фасо, островные Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, стратегически значимые Сейшелы... Сформировался крупный массив в глобальном идеологическом и геополитическом противостоянии. Эти выгоды и имел в виду Крючков.

Нынешние наследники "КПГБ" судят так же и ценят то же. Золотые, алмазные, нефтяные разработки, коммерческий контроль над логистикой тоже, конечно, существенны. Но однозначно вторичны. В приоритете политико-идеологические комплексы. Чёрный континент вновь пытаются накрыть саваном кремлеподобных духоскрепных режимов. Ради диктатуры и войны, по универсальному принципу "цель власти — власть, цель пытки — пытка".

Исторически сложилось, что в Африке это сейчас удаётся успешнее, чем на иных материках. Почему там так отстранённо восприняли путинское нападение на Украину? Потому что поколениями жили в сходных обстоятельствах. И не видят в них такого уж ЧП.

С Москвой африканские правительства сближаются отнюдь не по исторической сентиментальности. Не в том дело, будто царская Россия якобы "не участвовала в колониальном разделе". Участвовала, просто не преуспела. И после неудачного опыта отказалась от проникновения на континент через дружественную Абиссинию. Колониальная концепция царизма сосредоточилась на евразийском территориальном монолите, а не на заморских экспедициях. Как видим, такая модель оказалась устойчивей.

Более значима память об "интерпомощи" СССР. Нынешние генерации ангольского МПЛА, мозамбикского ФРЕЛИМО, южноафриканского АНК имеют основания для благодарности и продолжения. Но эти подходы — достояние определённых элитных групп. Массы африканцев помнят иное. "Россияне и нам пытались навязать систему, которую мы отвергали. Они устроили в нашей стране драму 1976 года — похожую на то, что сегодня творится в Украине", — говорит Абилио Камалата Нума, генерал повстанческих войск Савимби, ныне депутат ангольского парламента от оппозиционной партии УНИТА.

Многие страны Африки противостояли советско-коммунистической экспансии. Кот-д’Ивуар, Кения, Нигерия, Сенегал, Марокко, Конго-Заир, Габон, Того, Либерия, Малави, Лесото... Ангольские повстанцы УНИТА, мозамбикские повстанцы РЕНАМО. Вооружённые силы Севера в Чаде, как ни поминай Хиссена Хабре. Так и современная Африка не сводится к Эритрее и полосе сахельских хунт. К примеру, Кения или Кот-д’Ивуар однозначно заняли сторону Украины. Осудили путинскую войну Нигерия, Замбия, Габон, Сенегал. Из Марокко поступала прямая военная поддержка. Хотя надо признать, в африканских соцсетях подчас звучит: европейские дела нас не волнуют, все белые террористы, чем больше воюют друг с другом, тем лучше для нас, пришло им возмездие за Африку…

Дипломатическая фора режима РФ на африканском направлении состоит в том, что он за свою помощь отнюдь не требует соблюдения прав человека, демократических свобод и сменяемости власти. Ровно наоборот — предпочитает диктаторские режимы с особой антизападной духовностью.

Понятно, какие правительства проявляют интерес. И в какого рода помощи нуждаются. Контрповстанчество, оружие, пропагандные "фабрики инфотроллей". Приходится констатировать: нередко это работает. Методики обкатаны в ЦАР: подавить вооружённое сопротивление, жестоко зачистить неблагонадёжные территории (десятки убитых в центральноафриканском Бамбари 15 февраля 2021-го), принудить к сотрудничеству готовых на компромисс, с сильными группировками "разойтись краями", ожидая подходящего момента — так водворяется стабильность. Туадера основательно укрепился на российских штыках.

Хотя тоже, впрочем, смотря на кого нарвёшься. С мозамбикскими исламистами пригожинцы не совладали. Правительству Филипе Ньюси пришлось обращаться к американцам и зимбабвийцам. Во главе зимбабвийских ЧВК и при Мугабе, и ныне остаются офицеры, воспитанные в традициях "Селусскаутс" времён Яна Смита.

В целом же Запад в Африке очевидно растерян. Прошли времена, когда француз Жак Фоккар — "Мсье Африка" или португалец Жорже Жардин — "Португальский Бонд" без комплексов решали вопросы, опираясь на местных друзей. Теперь конкуренцию "Вагнеру" и Африканскому корпусу создают в основном турецкие ЧВК. (Могли бы китайцы, но они строго ограничиваются охраной собственных объектов.)

Тем временем сотни нигерийцев, кенийцев, алжирцев, сенегальцев, южноафриканцев подавали заявки на присоединение к ВСУ или к интернациональным легионам, воюющим за Украину. Только запреты правительств, дистанцирующихся от военного противостояния, притормозили этот поток. Типичные мотивы: "Сражаться с несомненным врагом", "Остановить негодяев".

Полгода назад сообщалось о направлении в Африку украинского спецподразделения. Якобы добрались до Судана, оттуда путь в Сахель. На этом информационные следы затерялись. Собственно, новость изначально сомнительна — прокачивалась через источники РФ. Однако было бы логично.

ВСУ и добровольцы-интернационалисты, в том числе русские, прежде всего сражаются за Украину. Но украинская освободительная борьба по факту отстаивает свободу и честь всего мира. Значение — планетарно.

Парадоксально, но получается где-то по Захаровой. Да, и за свободу Африки тоже. Против кремлёвского мракобесного колониализма. Есть у африканцев и собственный масштабный опыт защиты подлинных традиционных ценностей, воли и достоинства. Недаром Зеленского сравнили с Савимби. Сравнил, правда, не великий гений, так ведь интеллектом и Захарова не блещет. А ляпнула в десятку, сама того не зная.

В декабре 2016 года в украинском селе Будераж (Ровненская область) проходила научно-практическая конференция по истории Антибольшевистского блока народов (АБН). С трибуны было заявлено о присутствии в зале русских. В материалах конференции перечислялись акции, проведённые в РФ, в ту пору не такие частые, как ныне, когда огонь за огнём. А в принятом документе говорилось: "Объединить освободительные силы не только постсоветского пространства, но также Восточной Европы, Ближнего Востока и даже Африки". Что и стало доктриной современного Фронта АБН — Антиимперского блока народов.

Годом раньше в Новогродовке (Донецкая область) собирались представители украинского движения ОУН и российского подполья СОРМ. Приняли Донбасскую декларацию. Где, в частности, напомнили о Джамбори 1985 года — международной конференции антисоветских партизан в ангольской штаб-квартире Савимби. "Титушечные" комментаторы не заставили себя ждать: "Идёт активный процесс формирования радикальных националистических организаций на территории Украины, состоящих из граждан России, принимавших участие в АТО в составе добровольческих батальонов… В деле старые бандеровские кадры, воевавшие в составе боевых антисоветских структур в 80-х годах в Африке", — реагировали "титушечные" комментаторы. Вот тебе и "где были восемь лет".

Насчёт "воевавшие в Африке", пожалуй, перехваливали. Но это — тогда. Направление развития даже эти авторы обозначили более-менее точно. А с тех пор многое продвинулось.

Степан Саглинин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter